На рынке передачи и распределения электроэнергии, среди электросетевых компаний прослеживается тенденция трансформации запроса на автоматизацию. Если раньше интерес вызывала автоматизация отдельных бизнес-процессов внутри отдела, то сейчас интерес сместился на автоматизацию взаимосвязанных процессов, работа в которых объединяет несколько служб и департаментов.
При этом компании, которые уже успели автоматизировать некоторые бизнес-процессы, настраивают интеграции между разнородными программными продуктами или внедряют их заново. А компании, которые еще не начали процесс автоматизации, выбирают единую платформу, на основе которой планируют автоматизировать большинство бизнес-процессов.
Однако, первый шаг и для тех и для других - определение последовательности автоматизации процессов и служб.
Если попробовать схематично изобразить взаимосвязи между бизнес-процессами, службами и департаментами, то такая схема будет похожа на запутанный клубок. Взаимосвязей между бизнес-процессами критично много. Чтобы определить приоритет внедрения, нужно сначала определить, с какого конца распутывать клубок.
Взаимосвязи подсистем до автоматизации
Самые распространенные запросы на автоматизацию бизнес-процессов электросетевых компаний делятся на три типа:
В конечном итоге, копания автоматизирует каждый из трех бизнес-процессов - это особенность энергетического рынка и условие развития бизнеса. Однако последовательность автоматизации зависит от приоритетов конкретной компании.
Анализируя запросы наших клиентов и двадцатилетний опыт выполнения проектных внедрений, мы определили, что первоочередная задача внедрения - формирование базы данных о структуре распределительной сети, иерархии подключений и единицах оборудования.
Таким образом, внедрение подсистемы «Учет сетевого оборудования» («Паспортизация оборудования») и есть отправная точка автоматизации отраслевых бизнес-процессов электросетевой компании.
Часто этот процесс относится к службе главного инженера, и включает в себя:
До автоматизации, информация об электросетевом оборудовании не систематизировано хранится на бумажных носителях или в электронных таблицах. Для формирования единой базы данных в таких условиях, потребуется увеличить не только человеческие трудозатраты, но и срок выполнения, что повлечет за собой увеличение стоимости работ, если эти работы выполняются подрядчиком.
Перед внедрением необходимо провести подготовительную работу:
1) Определить глубину паспортизации, например, паспортизировать пролеты и опоры для высоковольтных линий, или углубиться до изоляторов и отвесов.
2) Установить связь между единицами оборудования и основными средствами бухгалтерского учета.
3) Создать список оборудования с характеристиками. Этот список состоит из оборудования, которое в ведомстве не только у "Службы эксплуатации", но и у смежных отделов, например, «Служба технологических присоединений», «Служба эксплуатации приборов учета» и т.д.
Так же перед началом внедрения составляется конечное видение системы в виде технического задания - документ, без которого 99% проектов заканчиваются неудачей. Формируется рабочая группа проекта, в которую включаются представители заинтересованных отделов.
Само внедрение подсистемы «Учет сетевого оборудования» подрядчиком состоит из этапов:
1. Установка и настройка подсистемы на серверах заказчика.
2. Обучение сотрудников базовому функционалу и определение отклонений функционала от конечных требований заказчика.
3. Занесение данных об электросетевом оборудовании в систему.
4. Проведение доработок на основе выявленных отклонений.
5. Проведение приемочных испытаний доработанного функционала.
6. Проведение опытной эксплуатации системы и прием системы в промышленную эксплуатацию.
Для сокращения сроков работ, этап 3 - самый продолжительный, проводится параллельно с этапами 4-6. В зависимости от количества единиц оборудования, из которого состоит база данных и отклонений от конечных требований, процесс внедрения длиться от четырех месяцев до одного года.
В результате внедрения заказчик получает:
Таким образом, для дальнейшего внедрения подсистем "Транспорт электроэнергии" и "Технологическое присоединение", в подсистеме «Учет сетевого оборудования» первоначально появляется:
Схематически, взаимосвязи между подсистемами после внедрения подсистемы "Учет сетевого оборудования" выглядят следующим образом:
Взаимосвязь подсистемы «Учет сетевого оборудования» с другими подсистемами
Окончание этапа внедрения подсистемы «Учет сетевого оборудования» не означает, что подсистема не изменится при внедрении последующих подсистем, например:
Подсистема «Учет сетевого оборудования» - это своеобразная «шина данных», которая собирает и хранит информацию из других подсистем для предоставления общего доступа к информации.